Праймериз 22 мая

Методы подсчётаПравить

Итоговый результат подводится согласно набранным голосам. Могут применяться различные методы.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. (31 августа 2016)

Выборы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2021 года; проверки требуют 11 правок.

Вы́боры — процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

Праймериз 22 мая

Голосование на выборах в СССР, иллюстрация из газеты «Коммунистическая Исфара», 29 декабря 1938 года.

Выборы — одна из наиболее распространённых форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны, региона (региональные выборы) организации и так далее, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (Электората) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.

Свободные выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.

Избирательные системыПравить

Римская монета, запечатлевшая процедуру выборов

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 года и начиная с 2016 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой:
мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная системаПравить

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная системаПравить

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный цензПравить

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Большинство в избирательном праве[4]Править

Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее более 50 % голосов от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процессаПравить

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • регистрация избирателей
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
  • Голосование.
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборыПравить

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Избирательные технологииПравить

Эмблема политтехнологов (Рolitical strategists)

Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов, объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий. Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.

Недостатки избирательных системПравить

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе.

Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странамПравить

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путём голосования, кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и включения в состав Русского централизованного государства в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В 1917—1936 годах выборы в Советской России и в СССР проводились путём открытого голосования. При этом избиратели в городах избирали депутатов на избирательных собраниях своих рабочих местах — на тех предприятиях, на которых работали. Выборы не были всеобщими — к участию в них не допускались представители «эксплуататорских классов» — священники, бывшие дворяне, нэпманы. Выборы были непрямыми — непосредственно избиратели выбирали лишь депутатов Советов низшего уровня (сельских и городских). И уже депутаты Советов отправляли делегатов на вышестоящий съезд (например, сельсовет направлял делегатов на волостной съезд, волостной съезд выбирал делегатов на уездный съезд, уездный съезд — на губернский, губернский — на Всероссийский). Выборы не были равными: на съездах Советов избиратели-горожане имели пятикратное повышенное представительство по сравнению с сельскими избирателями.

Советский избирательный бюллетень 1974 года. Единственный кандидат — Косыгин А.

В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

Система выборов в РоссииПравить

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), а также желательно учёную степень в области права.

Разработкой материалов для обучения избирательных комиссий различного уровня занимается Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Отмена результатов выборовПравить
  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
  • Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук.
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года — переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко.
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
  • Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко.
  • Выборы президента Украины. 2019 год. Два тура. Президент Владимир Зеленский.
  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году — прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы — на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов — на пять лет.

Фиктивные выборыПравить

Примерами фиктивных выборов являются выборы Парламентские выборы в Италии (1929) и Парламентские выборы в Италии (1934) в фашистской Италии, выборы в нацистской Германии, выборы в народный Сейм Латвии после присоединения Прибалтики к СССР в Эстонии, Латвии и Литве, референдум 1955 года во Вьетнаме, Президентские выборы в Казахской ССР, выборы 1958 года в Португалии и в большинстве «социалистических государств», таких как Восточная Германия, Советский Союз, КНР, КНДР и др.

СсылкиПравить

Отметим, праймериз играют важную роль при отборе кандидатов ЕР для участия в выборах, но окончательные списки будут формировать региональные и федеральные органы партии.

По наблюдениям корреспондентов “Ъ”, участники предварительного голосования ЕР предпочитали не акцентировать внимание на повестке, связанной со «специальной военной операцией» на Украине. Среди редких примеров ее упоминания — видеоролик действующего депутата заксобрания Удмуртии, предпринимателя Вадима Исупова, который, как утверждается в видео, находился во время записи на территории Украины, «чтобы максимально сберечь молодых парней» и «узнать, какая именно помощь требуется нашим военнослужащим и мирным жителям». Руководитель администрации главы и правительства Удмуртии Сергей Смирнов записал агитационное видео в футболке с буквой Z, но про «специальную военную операцию» при этом ничего не сказал.

Политолог Ростислав Туровский объясняет отсутствие украинской темы в повестке праймериз тем, что избиратели ЕР «более чувствительны к местным социально-экономическим проблемам» на региональных выборах по сравнению с федеральными и даже с губернаторскими.

«Поэтому «Единой России» важно разнообразить предвыборную повестку, не сводить ее к украинской тематике и получше привязать к ожиданиям общества. Ожидания могут меняться каждый месяц, это требует гибкого подхода на праймериз и собственно выборах»,— отмечает господин Туровский. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов прогнозирует своеобразное повторение агитационного сценария 2014 года: «Тогда на федеральных сайтах и в риторике большинства федеральных партий была тема Крыма и помощи Донбассу, а в полевой агитации, на встречах с избирателями доминировали более актуальные вопросы внутренней повестки. Обнаружить это можно было только погружаясь в нюансы региональной кампании».

Голосование

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2021 года; проверки требуют 39 правок.

Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчёта голосов членов группы.

Праймериз 22 мая

Голосованию обычно предшествует обсуждение. Альтернативными формами принятия решения являются выработка консенсуса или жеребьёвка.

В демократической системе голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Это необходимо для защиты проголосовавших «неправильно» от преследования. С другой стороны, тайное голосование невозможно верифицировать после проведения, что приводит к манипуляциям на выборах и фальсификациям результатов голосования.

Праймериз 22 мая

Голосование на местных выборах в Афганистане в январе 2011 года

Открытое голосование разнообразно в способах — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием интернета. При простом открытом голосовании информация о том, как и кто проголосовал, остаётся среди участников голосования, а для лиц, не входящих в круг голосовавших, публикуются только результаты — в отличие от поименного открытого голосования, когда информация о том, как и кто голосовал становится доступной более широкому кругу лиц.

Проведение тайного голосования требует специальных помещений и приспособлений (например, избирательный участок, оборудованный кабинками для заполнения бюллетеня и урнами для голосования).

При оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.

В большинстве стран принятие участия в голосовании на выборах — личное дело каждого. Существуют, однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы государственной власти обязательно.

То, что в стране проводится голосование на выборах, не означает, что такая страна автоматически является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее и конкурентов на выборах нет.

Праймериз 22 мая

Голосование поднятием рук на собрании студентов в Греции

Способы голосованияПравить

Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалифицированное.

Абсолютным считается большинство, составляющее более 50% голосов от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией или законами. То есть общее число — конституционное число.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесённых в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25% и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном, такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Здесь действует принцип относительности, отсюда и название. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25% избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путём голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании.

Голосование в представительных органахПравить

Известны различные способы голосования в представительных органах. Эти способы можно подразделить на проводимые путём тайной и открытой (публичной) подачи голоса. Часто тайное голосование применяется при назначении должностных лиц представительного органа и других лиц, которых он уполномочен назначать. Обычно такое голосование проводится путем вкладывания бюллетеня с именем кандидата или другим решением в конверт, который затем опускается в урну.

Большинство голосований в представительных органах, однако, являются публичными, что позволяет знать позицию голосующего. Способы публичного голосования, в свою очередь, можно подразделить на анонимные и именные.

К первым относится голосование голосом, поднятием руки, вставанием и разделением на несколько групп. Голосование голосом (аккламация), когда члены представительного органа по призыву председательствующего выкрикивают своё решение (одобрение или неодобрение), чаще всего применяется, когда существует уверенность в единодушном или почти единодушном принятии решения. Голосование поднятием рук — более сложная процедура, которая позволяет счётчикам точнее подсчитать голоса. Голосование вставанием обеспечивает большую достоверность в результатах и часто используется как средство контроля за голосованием голосом или поднятием рук. Если трудно подсчитать результаты голосования вставанием, то возможен более сложный порядок — разделение членов представительного органа на группы; они выходят из зала заседания и при выходе или после него производится подсчёт. Возможны также, и применялись в прошлом, анонимные публичные голосования с применением шаров или жетонов разного цвета.

Именные публичные голосования могут проводиться одним из следующих способов: 1) путём деления парламентариев на группы, которые в разных местах зала заседаний или в прилегающих помещениях поименно фиксируются секретарями. Этот способ применяется в Великобритании и в странах, воспринявших ее парламентскую систему; 2) путём голосования по именному призыву. При упоминании своего имени член представительного органа произносит «да», «нет» или «воздержался», его решение фиксируется; 3) голосование с помощью электронных средств, при котором голосующие нажимают на соответствующие кнопки, а результаты голосования суммируются компьютером и показываются на экране в зале заседаний. Затем результаты голосования с именами голосовавших и их позицией распечатываются и доводятся во всеобщего сведения; 4) голосование именными бюллетенями.

КритикаПравить

Решение, основанное на мнении большинства, уменьшает причастность каждого участника группы к принятому решению. Оказавшиеся в меньшинстве в меньшей степени ощущают свои обязательства в соответствии с решением, принятым большинством, и даже голосовавшие вместе с большинством могут ощущать меньшую ответственность за ультимативное решение. Результатом такой «редуцированной причастности» становится меньшая готовность защищать решение и действовать в соответствии с ним.

Также, приводятся следующие доводы:

  • голосование направлено скорее на соперничество, чем на сотрудничество;
  • принятие решения основано на дихотомии выигравшие/проигравшие, без учёта возможности компромисса или другого решения;
  • критерий большинства часто представляется не полномочным и отчуждённым, вынуждающим меньшинство подчиниться;
  • сторонники консенсуса утверждают, что такая «тирания большинства» нарушает сплочённость сообщества, способствует расколу и снижает его эффективность.
  • Большинство в избирательном праве. «Правоцентр.ком» — Юридические новости, юридические консультации, правовые статьи, новости законодательства. Дата обращения: 29 июля 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
  • ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. Дата обращения: 28 марта 2020. Архивировано 28 марта 2020 года.

Как администрация президента формирует единую систему работы с молодежью

В этой связи тем, кто отвечает за результат, желательно все-таки как-то подстраховаться. Как минимум, чтобы не было замечаний относительно легитимности процесса. А то мы же видим — экстремисты повсюду. Только отвернись — они уже тут как тут.

Даже вот муниципальные депутаты — вроде как легальный орган власти, а съезды проводить нельзя. Это нарушение санитарных норм. А здесь — федеральные выборы и какая ответственность.

Между тем сам факт наличия подобного письма говорит, что так называемым бюджетникам все это очень сильно надоело: и бюллетени проверяй, и в выборах поучаствуй, и вот еще в праймериз. И никакой золотой дождь на них за все это сверху не проливается. Наоборот, град обвинений в подтасовках и иных нарушениях. Зачем им все это?

Педагоги тоже люди и могут быть чем-то недовольны. Уже не первый раз говорят, что школы — для того, чтобы детей учить, а не для политических игр местных элит. Мы же понимаем, что так называемая мобилизация бюджетников — процесс общеизвестный, и дыма без огня не бывает. Как бы то ни было, праймериз начинается со скандала. И это не совсем позитивный сигнал.

Наблюдатель

Материал из Справочника наблюдателя

Слово «наблюдатель» часто используется в широком смысле, для обозначения различных категорий участников наблюдения. Формально же термин «наблюдатель» относится к одному конкретному статусу участников наблюдения, порядок назначения которых устанавливается в статье 30 Федерального закона от 12. 2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует иметь в виду, что иностранные (международные) наблюдатели также не являются наблюдателями в формальном смысле.

Определение наблюдателя содержится в пункте 42 статьи 2 закона:

42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

Право на наблюдение является составляющей избирательных прав граждан (пункт 28 статьи 2)

28) избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Кто может быть наблюдателем[]

Подробнее см. отдельную статью Ограничения статусов участников наблюдения

Ограничения, установленные для назначения наблюдателя, сводятся к следующим:

  • он должен быть гражданином России (пункт 42 статьи 2);
  • он должен быть совершеннолетним (пункт 1 статьи 4);
  • на региональных и местных выборах он должен обладать активным избирательным правом в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 4 статьи 30)
  • выборным должностным лицом, депутатом, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, главой местной администрации,
  • судьей,
  • прокурором,

Следует отметить, что нет однозначного ответа на вопрос, могут ли быть наблюдателями граждане Российской Федерации, включенные в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: пункт 6 статьи 3 закона декларирует запрет для «иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Однако в конкретных требованиях, предъявляемых к наблюдателям, такого ограничения нет (не установлен такой запрет и для членов комиссий, и для доверенных лиц кандидатов, а для самих кандидатов явно рассматривается ситуация, когда кандидат обладает подобным статусом).

Кто может назначить наблюдателя[]

Наблюдатель может быть назначен:

  • кандидатом,
  • избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
  • избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов,
  • иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом о конкретных выборах,
  • федеральной и региональными общественными палатами.

Порядок назначения наблюдателя[]

Кандидаты (избирательные объединения), назначившие наблюдателя, выдают им направления (содержащие ту же информацию, что и список), которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования (досрочного голосования) или накануне.

Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования.

Документы ЦИК (разъяснения о порядке работы со списками наблюдателей, издаваемые к каждому дню голосования) предусматривают возможность назначения резервных наблюдателей, а также назначение без предварительного уведомления в тех случаях, когда избирательный участок образуется в последние дни перед днем голосования.

Срок полномочий наблюдателя[]

В отличие от других категорий участников наблюдения, период полномочий наблюдателя в участковой комиссии весьма краток: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (а также в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; кроме того, полномочия наблюдателя возобновляются при повторном подсчете голосов избирателей.

При назначении наблюдателей в территориальную или иную комиссию полномочия действуют в период досрочного голосования и в период подсчет до окончания составления итогового протокола (определения результата выборов) на соответствующей территории.

Права наблюдателя[]

Основные права наблюдателя изложены в пункте 9 статьи 30 Федерального закона от 12. 2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, в том числе составленными в электронном виде, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

При проведении досрочного голосования наблюдатель вправе по желанию ставить свою подпись на месте заклейки конверта (пункт 8 статьи 65), а в день основного голосования — присутствовать при оглашении сведений о досрочном голосовании и знакомиться с конвертами (пункт 13 статьи 65).

В ходе подсчета голосов избирателей наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей после окончания подсчетов по списку (абзац 14 пункта 6 статьи 68), а также с рассортированными бюллетенями после их подсчета (пункт 21 статьи 68).

Если проводилось досрочное голосование, то наблюдатель вправе потребовать проведения отдельного подсчета голосов досрочно проголосовавших избирателей, если их было более 1% и не менее 10 человек (пункт 16 статьи 68).

Наблюдатели вправе поставить свои подписи на мешках (коробках), в которые упаковываются пачки бюллетеней, списки избирателей и прочая избирательная документация (пункт 23 статьи 68).

Наблюдатели вправе получить заверенную копию первого экземпляра протокола (пункт 29 статьи 68) и присутствовать при передаче протокола в вышестоящую комиссию (пункт 30 статьи 68).

Наблюдатели вправе знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума (пункт 3 статьи 74).

  • В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗГ под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. Таким образом, как правило, в терминах данного закона непосредственными подчиненными являются сотрудники организации не только по отношению к своему непосредственному руководству (начальникам подразделений), но и по отношению к руководству организации в целом (руководству юридического лица), поскольку полномочия на заключение трудовых договоров даже с сотрудниками самого нижнего уровня принадлежат руководству организации.
  • По мнению Санкт-Петербургской избирательной комиссии, это ограничение распространяется на членов лишь тех комиссий, которые в день наблюдения участвуют в проведении голосования.
  • См. Список наблюдателей (общий), Список наблюдателей для одной комиссии (для ТИК или отдельных УИК).

Кремль надеется на победу своих кандидатов в Госдуму в 210 из 225 округов

Источник “Ъ”, близкий к руководству ЕР, считает, что такой формат праймериз возможен только при обеспечении явки избирателей на уровне минимум 10%. ЕР уже проводила полностью электронные праймериз перед региональными выборами 2020 года: они проходили с 25 по 31 мая, а для участия в них требовалась регистрация на портале госуслуг. Итоговая явка тогда составила 4,65% от общего числа избирателей, тогда как при обычном голосовании она обычно достигает 9%. Впрочем, Сергей Перминов напомнил “Ъ”, что праймериз — это сугубо внутрипартийная процедура и никаких ограничений по явке она не предусматривает, «тем более где-то на прошедших праймериз явка была выше 10%, где-то — ниже».

Один из собеседников “Ъ” в ЕР говорит, что у электронного формата есть серьезные недостатки: на онлайн-голосование гораздо легче влиять, если это позволяют финансовые ресурсы.

«Допустим, человек готов вложить в процедуру 15 млн руб. Тогда остается только закупить планшеты и подарить их бабушкам, попутно регистрируя их на «Госуслугах»»,— поясняет собеседник. Если процедура будет строго контролироваться сверху, такого не случится, но тогда она уже не будет соревновательной, считает он.

Единороссы традиционно не очень жестко регламентируют свое предварительное голосование. Перед крупными выборами они, как правило, выбирают максимально открытую модель праймериз, когда голосовать может любой желающий. Источник “Ъ”, хорошо знакомый с процедурой, поясняет, что в 2016 году особенно высокой конкуренция была в тех регионах, где местные элиты «бунтовали» против кандидатов сверху и боролись за положение в партийных списках.

«Единая Россия» почти определилась с первой группой одномандатников на выборах-2021

Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский считает, что, поскольку в свое время процедура праймериз была принята как обязательная для партии, сейчас пересмотр этой нормы крайне затруднен, даже если это и было бы в чем-то целесообразно. Точно так же и уровни явки около 10% на прежних праймериз давят как ориентиры на праймериз предстоящие, хотя сравнивать обычное и онлайн-голосование вообще сложно и не всегда правильно, считает эксперт. При этом он полагает, что сейчас праймериз не так необходимы, как раньше. Перед выборами 2016 года в условиях «крымского консенсуса» и возвращения одномандатных округов ЕР была доминантной партией и, по сути, единственным окном для выхода за победой в округа. И праймериз были нужны как раз для кооптации в партию и политсистему новых лиц, лидеров общественного мнения. «А когда уже и не такой высокий рейтинг, есть много партий и часть людей вообще хотят идти самовыдвиженцами, смысл процедуры несколько снижается»,— поясняет господин Бадовский. Он также напоминает, что еще одной прагматичной целью праймериз был фактически досрочный старт кампании кандидатов, которые заранее начинали работать на свою узнаваемость и рейтинг. «В онлайн-формате эти технологические смыслы и преимущества тоже в значительной мере утрачиваются»,— резюмирует эксперт.

Координатор экспертного совета ЕР, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, напротив, считает, что именно электронный формат дает кандидатам возможность сформировать хорошую «таргетную» базу своих сторонников.

«У вас фактически зафиксированная база сторонников, которые голосовали именно за ЕР. Это актуализированный, обновленный список избирателей»,— подчеркивает эксперт. Он поясняет, что, даже если человек голосовал не за победившего кандидата, его вполне можно убедить проголосовать за ЕР уже на основных выборах, особенно если к этому призовут и проигравшие. А все злоупотребления, в том числе и путем подкупа избирателей, нивелируются высоким уровнем явки, уверен господин Костин. «Я не думаю, что здесь нужен один порог. Он должен отличаться в зависимости от численности округа и его типа. Для сельских территорий порог может быть один, для городских — другой»,— говорит он.

Источник “Ъ”, хорошо знакомый с историей праймериз ЕР, поясняет, что партийцев всегда интересовало лишь одно: сможет ли кандидат привести свой электорат с праймериз на выборы. «Если он может всем планшеты купить, то, наверное, и избраться сможет. Но если есть сомнения, то надо помнить, когда проводишь праймериз электронно, что выборы-то пройдут вживую»,— отмечает он.

ЛитератураПравить

  • Выборы и выборное право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гришин Н. В. Институт выборов и российская государственность //Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2012. — № 3. — С.405-410.
  • Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. — 200 с.
  • Ильясов Ф. Н. Электоральное поведение в авторитарном и демократическом социуме // Социальные исследования. 2018. № 1. С. 1-23.
  • Белоусов А. 101. Книга выбормэна. М.: Праксис, 2011.
  • Arrow, Kenneth J. 1963. Social Choice and Individual Values. 2nd ed. New Haven, CT: Yale University Press.
  • Corrado Maria, Daclon. 2004. US elections and war on terrorism — Interview with professor Massimo Teodori Analisi Difesa, n. 50
  • Mueller, Dennis C. 1996. Constitutional Democracy. Oxford: Oxford University Press.
  • Nesterovych, Volodymyr, 2017. Election Law of Ukraine: Textbook / V.F. Nesterovych. Kyiv: Publishing House Lira-K. 504 p.
  • Owen, Bernard, 2002. «Le système électoral et son effet sur la représentation parlementaire des partis: le cas européen.», LGDJ;
  • Riker, William. 1980. Liberalism Against Populism: A Confrontation Between the Theory of Democracy and the Theory of Social Choice. Prospect Heights, IL: Waveland Press.
  • Thompson, Dennis F. 2004. Just Elections: Creating a Fair Electoral Process in the U.S. Chicago: University of Chicago Press. ISBN
  • Ware, Alan. 1987. Citizens, Parties and the State. Princeton: Princeton University Press.

Отзыв наблюдателя[]

Закон и документы ЦИК России не содержат специальных норм о порядке отзыва наблюдателей (и даже упоминаний о такой возможности). Тем не менее, сложившаяся практика предполагает, что отзыв наблюдателя возможен и осуществляется лицом, имеющим право назначать наблюдателя. Для отзыва должен быть представлен подлинный документ, невозможно отозвать наблюдателя на основании переданного по сетям электросвязи изображения или на основании устного сообщения о принятом уполномоченным лицом решении.

Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчёта голосов членов группы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.