SMS-ЦИК — предварительные данные от наблюдателей на выборах

Выборы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2021 года; проверки требуют 11 правок.

Вы́боры — процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

SMS-ЦИК — предварительные данные от наблюдателей на выборах

Голосование на выборах в СССР, иллюстрация из газеты «Коммунистическая Исфара», 29 декабря 1938 года.

Выборы — одна из наиболее распространённых форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны, региона (региональные выборы) организации и так далее, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (Электората) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.

Свободные выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.

Избирательные системыПравить

Римская монета, запечатлевшая процедуру выборов

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 года и начиная с 2016 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой:
мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная системаПравить

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная системаПравить

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный цензПравить

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Большинство в избирательном праве[4]Править

Большинство — понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее более 50 % голосов от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процессаПравить

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • регистрация избирателей
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
  • Голосование.
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборыПравить

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Избирательные технологииПравить

Эмблема политтехнологов (Рolitical strategists)

Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов, объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий. Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.

Недостатки избирательных системПравить

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе.

Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странамПравить

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путём голосования, кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и включения в состав Русского централизованного государства в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В 1917—1936 годах выборы в Советской России и в СССР проводились путём открытого голосования. При этом избиратели в городах избирали депутатов на избирательных собраниях своих рабочих местах — на тех предприятиях, на которых работали. Выборы не были всеобщими — к участию в них не допускались представители «эксплуататорских классов» — священники, бывшие дворяне, нэпманы. Выборы были непрямыми — непосредственно избиратели выбирали лишь депутатов Советов низшего уровня (сельских и городских). И уже депутаты Советов отправляли делегатов на вышестоящий съезд (например, сельсовет направлял делегатов на волостной съезд, волостной съезд выбирал делегатов на уездный съезд, уездный съезд — на губернский, губернский — на Всероссийский). Выборы не были равными: на съездах Советов избиратели-горожане имели пятикратное повышенное представительство по сравнению с сельскими избирателями.

Советский избирательный бюллетень 1974 года. Единственный кандидат — Косыгин А.

В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

Система выборов в РоссииПравить

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), а также желательно учёную степень в области права.

Разработкой материалов для обучения избирательных комиссий различного уровня занимается Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Отмена результатов выборовПравить
  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
  • Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук.
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года — переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко.
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
  • Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко.
  • Выборы президента Украины. 2019 год. Два тура. Президент Владимир Зеленский.
  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году — прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы — на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов — на пять лет.

Фиктивные выборыПравить

Примерами фиктивных выборов являются выборы Парламентские выборы в Италии (1929) и Парламентские выборы в Италии (1934) в фашистской Италии, выборы в нацистской Германии, выборы в народный Сейм Латвии после присоединения Прибалтики к СССР в Эстонии, Латвии и Литве, референдум 1955 года во Вьетнаме, Президентские выборы в Казахской ССР, выборы 1958 года в Португалии и в большинстве «социалистических государств», таких как Восточная Германия, Советский Союз, КНР, КНДР и др.

СсылкиПравить

SMS-ЦИК — предварительные данные от наблюдателей на выборах

По мнению гендиректора «Института региональных проблем», кандидата политических наук Дмитрия Журавлева, голосование по поправкам в Конституцию можно считать вполне легитимным, потому что оно прошло без серьезных нарушений.

«То, что большинство проголосовало за поправки, предполагает не только легитимность голосования, а однозначность результата. Здесь однозначно и очевидно, что страна высказалась за поправки. Далеко не все одобрили, но численное большинство поддержало», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Цифра в 77,92%, а не 99%, как было в советское время, – это лишнее доказательство того, что были прозрачные выборы. У нас же есть регионы, где население высказалось против изменений.

гендиректор «Института региональных проблем»

Журавлев также отметил, что явка на голосование была удивительно большая. Значимую роль в этом сыграло проведение мероприятия в семидневном формате, а также фактор электронного голосования.

«Молодежь у нас традиционно политически активна, но недостаточно дисциплинированна. Она любит пошуметь, но не любит ходить на занудные мероприятия типа выборов. А тут появилась интересная технология голосования. Во-вторых, молодые люди поверили, что их голос учтут, он не потеряется. Поскольку вся молодежь – немного компьютерщики – сам факт электронного голосования убедил в том, что их голос не пропадет», – добавил Журавлев.

По Москве в электроном голосовании приняло участие более миллиона человек. И результаты примерно одинаковые – что в электронном голосовании, что в обычном. Хотя многие предрекали, что электронное будет протестным.

По мнению политолога, после вступления поправок в силу жизнь россиян не поменяется одномоментно, «чуда не произойдет». При этом защита социальных прав людей заметно усилится.

SMS-ЦИК — предварительные данные от наблюдателей на выборах

«Социальные поправки дают, во-первых, защиту прав граждан через Конституционный суд. Таким образом, любые нарушения будут контролироваться через него, это сильный факт. Что касается политических поправок, то ключевой является увеличение роли парламента при формировании правительства. Это даст реальное содержание партийной системе», – считает собеседник Москвы 24.

Скорее всего, жизнь не поменяется, а начнет меняться. Все политические аспекты проявят себя позже, социальные – потребуют дополнительной донаводки в законодательстве, в кодексах, но толчок к изменению явно будет осуществлен.

В свою очередь, политолог и официальный представитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в столице Александр Асафов в беседе с Москвой 24 подчеркнул, что жители России уже смогли увидеть изменения, что и помогло им определиться с решением.

«Это и оказанная во время режима повышенной готовности социальная помощь, и правильно расставленные приоритеты госполитики, когда главным является человек, его безопасность и здоровье, а не экономика. Это и внимание к здравоохранению, и уважение к нашей истории, которая подвергается определенному воздействию со стороны западных стран», – пояснил эксперт.

Так получилось, что к нам пришла новая угроза – коронавирус, и стало понятно, что эти изменения нужны. Многие из изменений были применены в качестве экстренных мер, и это показывает, что актуальность поправок выросла многократно. Люди увидели, как это может работать, и поняли важность закрепления изменений в основном законе.

Кроме того, по его словам, эксперты прогнозировали другие явку и результат. Это говорит о том, что настроение россиян сложно просчитать какими-то математическими, статистическими и прочими инструментами, полагает Асафов.

По мнению политолога, российская общественность живо реагирует на актуальные вопросы, это невозможно предсказать. Более того, результаты голосования и большая явка свидетельствуют о «развитии гражданской сознательности в обществе».

  • ЦИК примет постановление по итогам голосования по поправкам в Конституцию 3 июля
  • В Кремле прокомментировали итоги голосования в НАО и Архангельской области

Избирательная системаПравить

Схема одномандатных округов

Из всех регионов наибольшее количество округов было сформировано в Москве (15), Московской области (11), в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае (по 8), а также в Ростовской и Свердловской областях (по 7). В 32 регионах было сформировано по одному избирательному округу.

Победа в округе присуждается по системе относительного большинства: избранным становится кандидат, который займёт первое место по количеству полученных голосов. Требование получить более половины голосов и второй тур голосования не предусматриваются.

Предвыборная обстановкаПравить

Общероссийские акции 2017—2018 годов были организованы оппозиционным политиком Алексеем Навальным и его Фондом борьбы с коррупцией. Первоначально протесты были реакцией на фильм-расследование ФБК «Он вам не Димон» о премьер-министре Дмитрии Медведеве, а позже — на отказ ЦИК регистрировать Навального как кандидата на президентских выборах. Активисты ФБК принимали участие и в организации акций 2019 года перед выборами в Мосгордуму — первыми (вместе с другими выборами, проходившими в России в тот же день), на которых работал проект «Умное голосование» для организации тактического голосования против «Единой России». Отравление Навального, выход фильма «Дворец для Путина. История самой большой взятки» и последующая замена условного срока Навального по делу «Ив Роше» на реальный спровоцировали новые всероссийские протесты в начале 2021 года.

ПодготовкаПравить

  • Выдвижение кандидатов, списков кандидатов — с 18 июня по 12 июля.
  • Представление в ЦИК России списков кандидатов — не позднее 13 июля.
  • Представление документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов — с 5 июля по 4 августа.
  • Регистрация кандидатов, списков кандидатов или отказ в регистрации — не позднее чем через 10 дней после дня приёма документов.
  • Агитация в СМИ — с 21 августа до 00:00 17 сентября.
  • Публикация предвыборных программ политпартий — не позднее 29 августа.
  • Голосование пройдёт с 17 по 19 сентября.

ФинансированиеПравить

По результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели 5 партий: «Единая Россия» — 49,82 % , КПРФ — 18,93 %, ЛДПР — 7,55 %, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46 %, «Новые люди» — 5,32 %. «Единая Россия» сохранила конституционное большинство, получив 324 места

Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями

В единый день голосования 19 сентября 2021 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной думы, глав 12 субъектов Федерации (9 прямых, а также 3 через голосование в парламенте субъекта) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в

По итогам выборов в Государственную Думу партия «Единая Россия» получает 324 мандата (таким образом, у партии конституционное большинство), КПРФ получает 57 мандатов, «Справедливая Россия — За правду» — 27, ЛДПР — 21, «Новые люди» — 13. По одному мандату получают «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.